Как отучить ребенка жаловаться/ябедничать

первому добраться до учителя. А в связи с тем, что их ребенок этого вообще не делает, то зачастую оказывается виноватым именно он. Так давайте же вместе разберемся в таких вопросах, как: всегда ли ябедничество является злом; в каких случаях оно может быть оправданным; что управляет ябедами и каким образом на это следует реагировать; мотивы ябедничества в школьном и дошкольном возрасте; а также, каким образом отучить ребенка жаловаться. И обо всем этом дальше более подробно.
Прежде, чем перейду к основной информации сегодняшней темы, поделюсь интересной вырезкой как раз в отношении ябед, на которую мне случайно удалось наткнуться:
"В моих воспоминаниях из детства весьма сильно запечатлен один случай: во время обеда в детском саду напротив меня оказалась согруппница Галя. Ей удалось заметить, как я прячу за тарелкой до боли ненавистный бутерброд от няни и она, с прищуренным взглядом, начинает показывать в мою сторону пальчиком: "Рассказ, рассказ". Вот только сейчас мне уже до конца и не припомнить, доносила Галя или только угрожала, но ябед после этого случая я точно не люблю!".
Причины ябедничества у дошкольников:
- Потребность в безопасности;
- Потребность в одобрении взрослыми;
- Намерение увернуться от незаслуженного наказания;
- Потребность в сохранении своего "Я".
Мотивы ябедничества в старшем возрасте
- Месть. Когда ребенка не принимают в игру, обижают или игнорируют, в большинстве случаев он желает отомстить с помощью взрослых. Если наладить взаимоотношения в группе, прекратятся и жалобы;
- Самоутверждение. Проявляется в тех случаях, когда дети, обладая некой информацией о сверстниках, стремятся рассказать ее взрослым. Их подсознательная цель в подобных ситуациях - обрести и почувствовать свою значимость. Чтобы избежать этого, следует создать условия, в которых у детей появляется шанс проявлять себя в каком-либо виде деятельности (учеба, спорт, творчество, общественная деятельность и так далее). В таком случаи, чтобы самоутвердиться, им не понадобится прибегать к жалобам.
- Обида и зависть. Одни из самых частых причин школьных жалоб - это зависть и обида в тех или иных проявлениях. К примеру, учитель за верный ответ на свой вопрос хвалит ученика, в то время, как другой ученик, который тоже очень сильно хотел ответить, но так и не получил предложение, заявляет: "А он подсмотрел в книгу!" или "Так у него же есть шпаргалка!" Данные ябедничества возникают спонтанно и не относятся к злобным, вынашиваемым длительное время желаниям мести, а как бы направленны на восстановление справедливости. Но все равно их следует пресекать. Правильнее всего в подобных случаях делать двойное замечание и ни в коем случаи не поощрять доносчика.
![]() |
Бесплатные игры для девочек на Gamergirl.ru |
Как реагировать на жалобы/ябедничество ребенка
- По мнению психологов, следует обучать ребенка последовательности в действиях, когда перед ним возникает выбор "настучать или нет". Пусть его первый шаг будет попыткой объяснить обидчику, что совершённый им поступок неправильный. Если это ничего не изменит, тогда перейдем ко второму шагу: предупредить обидчика о том, что, в случаи если он так и не изменит свое поведение, на него придется пожаловаться старшим. Если же и это ничего не изменит, то следует перейти к третьему, более кардинальному шагу: обратиться за поддержкой ко взрослым - это один из тех случаев, когда ябедничество полностью оправдано.- Иногда, бывает, что ребенку вполне достаточно, дабы его просто внимательно выслушали. Он не стремится к мести, всего-лишь ищет участия. Не поленитесь полноценно выслушать ребенка, проанализировать произошедшее с ним. По возможности вспомните похожие примеры из своего детского опыта. Дайте рекомендации, которые помогут избежать подобного в будущем. Самое основное - проявить понимание и внимание к жизненным трудностям маленького человечка.
- Чтобы простые ябедничества друг на друга не трансформировались в склоку, посоветуйте "оппонентам сесть за стол переговоров" и обсудить претензии возникшие друг к другу вместе, а после прибегнуть к поискам выхода из сложившейся ситуации. Идеальный вариант - это, так сказать, "очная ставка" с вашим участием - выслушать каждую из жалоб оппонентов до конца в присутствии противоположной стороны. Этим вы приучите детей к конструктивному разрешению подобных стычек в будущем.
- И напоследок, если ваш ребенок "обрел славу" нытика и ябеды, понаблюдайте прежде всего за самим собой - не слишком ли часто жалобы присутствуют и в ваших разговорах с окружающими? Возможно, он всего-то берет с вас пример?
0 коммент.:
Отправить комментарий