Методы активизации креативности и развития воображения

Способы развития креативности и воображения

Метод развития Воображение и Креативность, Мозговой штурм, Генератор идей для ленивых, Фокальный метод   Здравствуйте, дорогие друзья! Как я и обещал в предыдущей статье, которая также имела непосредственное отношение к сегодняшней интересной и познавательной теме, в этой расскажу вам об упражнениях позволяющих тормошить креатив и развивать наше воображение. Особенно полезной и своевременной эта тема окажется для тех, кто работает, к примеру, в рекламном бизнесе, занимается интеллектуальной деятельностью,
искусством или еще чем-нибудь подобным.

Метод развития креативности "Мозговой штурм"

  В страшные времена Второй Мировой Войны, на службе у британской флотилии служил офицер по имени Алекс Осборн. Он был молод и очень опасался смерти с ее всевозможными церемониями кремирования и ритуальными агентами. И из-за этого сильного страха он, однажды, собрал на корабельной палубе весь свой экипаж и велел каждому высказаться по поводу проблемы, которая его ужасно беспокоила: как уберечь корабли от фашистских торпед?
  Среди всех поступающих идей кто-то из экипажа предложил свою необычную и свежую "догадку", и она звучала примерно таким образом: а если мы все вместе выстроимся у борта и дружно будем дуть в сторону приближающейся торпеды, то, возможно, это заставит ее свернуть в другую сторону? И первой же мыслью Алекса, было, конечно же: "Идиот!" Но уже второй мыслью...
  В этом же году офицер Осборн запатентовал важное изобретение, состоящие в том, что корабельный борт оснащался небольшим дополнительным винтом. Этот винт создавал мощную струю воды вдоль борта, что заставляло торпеду сменить курс и скользнуть вдоль судна.
  А спустя восемь лет, в тысяча девятьсот пятидесяти третьем году, уже повзрослевший Алекс опубликовал книгу "Управляемое воображение". В этой книге он впервые описал метод "мозгового штурма", который является и по сей день самым популярным из ныне существующих способов генерации идей.

-Что собой представляет?
  Метод "мозгового штурма" - это решение задачи или проблем по двум простым принципам: а) "Одна голова - это, конечно, хорошо, но если их больше - это гораздо лучше"; б) "Долой стереотипы!".
  Думаю, что с первым пунктом должно быть всем все понятно: хорошие и интересные идеи генерируются в компании из нескольких человек. Все участники имеют право наперебой предлагать свои представления, идеи, догадки и варианты решения обсуждаемой проблемы. Принимаются даже самые бредовые и идиотские. Поначалу все идеи и ассоциации будут довольно шаблонны: когда фрукт, то значит яблоко, когда поэт - то обязательно Пушкин. Тут то и применяется пункт "б": дабы снять "слой стереотипов", нужно предоставить возможность людям полностью высказать их и забыть. А уже за тем...

-Результат.
  -У нас, например, есть шоколадные конфеты. Что же с ними можно сделать?
  - Съесть.
  - Бросить в кого нибудь.
  - Растоптать. И испачкаться шоколадом.
  - Ах, мулатка-шоколадка...
  - Испачкаться шоколадом, чтобы быть мулаткой-шоколадкой...
  - Ну вот наконец то и идея! Красивая девушка отдыхает на пляже и пальчиком вырисовывает на своем теле шоколадные линии - дабы поскорее загореть и стать шикарной мулаткой.
  Звучит конечно дурновато, но примерно таким вот творческим образом в рекламных агентствах рождаются идеи будущих реклам. В домашних условиях, таким способом можно, к примеру, родить идею о проведении феерического отпуска.

Развитие воображения методом Синектики

  Это слегка модифицированный вариант "мозгового штурма". Здесь тоже идея рождается коллективно. Но: а) каждый участник "интеллектуального штурма" высказывает свои идеи и варианты уже в порядке очереди; б) все высказывания не только лишь выслушиваются и записываются, а и обязательно обсуждаются, дополняются и критикуются.

-Что собой представляет?
  Ко всем из поступивших предложений, по правилам, применяют четыре своеобразных вида аналогий - символическую, прямую, личную и фантастическую.
  Символическая аналогия должна описывать предмет или формулировать проблему в виде метафор. Что то подобное: "машина - зверь!", "девушка - фейерверк!", "конфеты - бомба!"
  Прямая аналогии представляет собой сравнение нужного предмет с подобными природными явлениями. К примеру, несущийся автомобиль можно сравнить с неудержимым ветром, а сильно газированный напиток - с морским пенным прибоем.
  Личная аналогия - это представление себя в виде обсуждаемого предмета. Например нам нужно придумать новую упаковку для шоколада. В таком случаи размышления должны идти следующим образом: "Я есть шоколад - горький, темный, нежный, сладкий, вкусный (с изюмом, с орехами, молочный). Как же я выгляжу? Что мне нужно сделать чтобы эта красивая девушка заметила меня? Как вызывать желания у людей купить меня?"
  Во время фантастической аналогии участники группы должны представить удивительные (нереальные) средства или необычных персонажей, которые будут выполнять то, что нужно по правилам задания. К примеру, не люди жуют конфету, а конфета сама пытается запрыгнуть к кому-нибудь из прохожих в рот.

-Результат.
  А результатом могут стать как записи от лица шоколада, так и бойкий рекламный слоган или смешной цепляющий рекламный ролик.

Метод фокальных объектов

Психологи нарекли эту забаву как "генератор идей для ленивых"
  Смысл этого метода в том, чтобы перенести на предмет (проблему, задачу) нуждающийся в усовершенствовании (в решении), приметы (признаки, образы) других случайных явлений, случаев, объектов. Затем полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации.

-Что собой представляет?
  К примеру нам требуется усовершенствовать фонарик - да так, чтобы он был на порядок выше всех существующих конкурентов и стал хитом продаж. Для этого берем любую книгу, журнал, статью из интернете или газету. Закрываем глаза и выбираем какую либо страницу. И уже на этой странице отмечаем два-три существительных методом тыка. Представим, что этими словами оказались "очки", "парашют" и "валенки". Записываем эти слова в отдельный столбик и придумываем каждому не меньше десятка свойственных этому предмету признаков. Например, очки могут быть "солнечные", "прикольные", "модные", "защитные", "удобные"... Валенки - "теплые", "мягкие", "деревенские"... Парашют - "надежный", "раскрывающийся", "цветной"... Теперь попробуем эти определения применить к нашему фонарику.

-Результат.
  И получились такие вот новые сочетания. Фонарик - солнечный, прикольный, модный, защитный, удобный. А также фонарик - теплый, мягкий, деревенский. Ну и еще фонарик - надежный, раскрывающийся, цветной. Теперь нужно подумать и взглянуть на все эти слова свежим вдохновляющим взглядом, после чего выяснится, что фонарик наш может быть:
 - С подзарядкой, в виде прикольного украшения и с электрошоком, что очень удобно для защиты.
 - В виде мягкой игрушки и с обогревателем или в виде деревянного брусья.
 - Складной, с возможностью разноцветного освещения и с ударопрочным или влагозащищенным корпусом.
  Вот сразу сколько разных идей, которые вполне смогут выделить фонарик из многих однообразных конкурентов. Ну и конечно для изобретателя это не пройдет зря - психологи утверждают, что этот метод фокальных объектов развивает, как вы уже должны были догадаться, фантазию и обучает смотреть на совершенно обыденные вещи или проблемы, абсолютно новым, креативным и свежим взглядом. И самое главное, что все это не проходит бесследно для нашего воображения.

Развитие креативности через "Контрольные вопросы"

  Если свежие идеи ну никак не хотят приходить к вам в голову или вы сильно зациклились на чем то одном и тупиковом, то "контрольные вопросы" - лучший способ разорвать цепи неприятной ситуации. Простыми словами, эта методика - что то типа интервью из наводящих вопросов, которое вы будете брать сами у себя.

-Что собой представляет?
  Самый известный список контрольных вопросов создал английский изобретатель Эйлоарт и записал он его больше чем полвека назад. Но его продолжают используют и до сих пор. Среди всего этого списка, есть, к примеру, вот такие вопросы: что могут подумать об обсуждаемом объекте люди разных национальностей и профессий? Какие фантастические, экономические, биологические или химические аналогии можно прибавить к данному объекту? Как бы справился с этой проблемой английский лорд? А как насчет изящного французского решения? Или как решить проблему используя американскую расточительность?..

-Результат.
  Ответ на первый вопрос, к примеру, мог бы вполне уберечь фирму от желания попытаться наладить поставки свинины в Израиль. Ответ на второй - подкинуть идею про ассоциировать обычную кухонную посуду с "летающей тарелкой - НЛО" и создать на этой основе комедийный рекламный ролик. А на все вместе глянуть сразу с нескольких, порой очень необычных сторон. И наверняка найти гениальное решение.

  На этом я буду заканчивать эту статью посвященную развитию воображения и креативности. Но, в следующей статье, вы сможете узнать какими способами активировали свой креатив гении всех времен. Ссылку на эту статью вы сможете найти ---ЗДЕСЬ--- или рекомендую вам подписаться на обновления этого блога. Форму для подписки вы сможете найти в правом левом углу. И главное, никогда не забывайте, что каждая ваша мысль может стать гениальной идеей!

Читайте также:
Определить характер по цвету глаз
Сказкотерапия - что это и как сказки могут изменять вашу жизнь
Как перестать откладывать все на "потом"
Правила делового и успешного человека
Как стимулировать работу мозга

Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправить комментарий