Мы видим лишь то, что хотим увидеть...

Не знакомы сами с собой

видим то, что хотим увидеть, мозг и реальность "Как ты можешь мне не доверять?!" - психологи окончательно доказали бессмысленность подобных упреков. Мы не можем доверять даже сами себе - что уж говорить об окружающих...

Вам кажется, будто о себе, любимом, вы знаете предостаточно? Это ошибочное утверждение. Как показал целый ряд психологических экспериментов, проведенных учеными разных стран, люди часто делают то, чего сами от себя не ожидают.

Мы не замечаем, что происходит вокруг

Вот травка зеленеет, вот солнышко блестит, вот девушка в красивом пальто, вот молодой человек с интересной бородкой... Да, на первый взгляд мы замечаем много всего. Но если копнуть глубже, окажется, что наше восприятие окружающего мира - штука чрезвычайно избирательная. Мы можем не видеть даже того, что происходит у нас под носом.

В одном из проведенных американскими психологами эксперименте актер подходил к пешеходу, чтобы спросить дорогу. Пока прохожий объяснял, куда пройти и куда повернуть, между собеседниками проходили рабочие, несущие большую дверь. На пару секунд прохожий терял лицо визави из виду, но затем как ни в чем не бывало продолжал свои объяснения.

Между тем в эксперименте был существенный нюанс: пока рабочие несли дверь, актера меняли. Перед "подопытным" прохожим оказывался совершенно другой человек- отличался от первого ростом, одеждой, прической, тембром голоса... Удивительно, но большинство испытуемых не замечали подмены! Точнее, возможно, что-то их и тревожило, но они внутренне убеждали себя, что этого не может быть.

Кстати, этот эффект самовнушения делает из большинства людей никудышных свидетелей. Грубо говоря, мы запоминаем не настоящего преступника, а черты, которые ассоциируются у нас с теми злоумышленниками, которых мы видели раньше - в реальной жизни, кино или книжных иллюстрациях.

Мы "подгоняем" мир под собственные ожидания

Многие знакомы с удивительной штукой под названием "выборочное восприятие". Это когда, например, женщины, только узнавшие о беременности (или мечтающие о ней), вдруг начинают видеть на улицах огромное количество барышень на сносях (либо, опционально, с колясками и младенцами). Другой вариант: человек, грезящий покупкой автомобиля той или иной марки, обнаруживает, что машин с логотипом данного бренда просто полон город! Вот сегодня два раза уже на глаза попалась. А вчера так вообще целых пять! Психологи объясняют выборочное восприятие сосредоточенностью мозга на той или иной мысли: именно это заставляет нас акцентировать внимание на объектах, которые как или иначе соответствуют нашим размышлениям, и игнорировать остальное.

Эффект выборочного восприятия может проявляться и в другом - в частности, в нашем отношении к миру. Так, 20 лет назад ученые из Огайо провели любопытный эксперимент: на лица нескольких женщин они наложили грим, изображающий большие уродливые шрамы. Участницам эксперимента дали посмотреть на себя в зеркало, а затем сообщили, что в таком виде им предстоит встретиться с незнакомыми людьми. После этого на лица якобы нанесли защитный крем - но на самом деле смыли шрамы, не предупредив об этом "подопытных".

После состоявшихся встреч женщин расспросили о том, как к ним относились собеседники. И, о ужас: почти 100 % участниц заявили, что подвергались разным формам дискриминации, связанным с их внешностью. "Он смотрел на меня с неприкрытой смесью брезгливости и жалости!", "По его словам было понятно, что он не хочет общаться с такой уродиной, как я!", "Она прямо сказала мне, что не взяла бы меня на работу - и, конечно же, это из-за моего лица!"

В общем, практически каждая точно вспомнила, какие слова и действия использовал собеседник, чтобы оскорбить ее из-за внешнего уродства. Хотя на самом деле на лицах участниц не было видимых изъянов (отметины-то удалили), знания о "шрамах" оказалось достаточно, чтобы женщины почувствовали себя жертвами дискриминации.

Наши убеждения мешают нам воспринимать реальность

Однажды американец Артур Эллисон - профессор электротехники и большой любитель розыгрышей - решил подшутить над своими студентами и коллегами. Он попросил их сосредоточиться на железной цветочной вазе, стоявшей на столе. "Вчера мне удалось заставить ее воспарить, - сказал Эллисон. - Это было не так уж сложно: надо только захотеть! У меня получилось. Интересно, получится ли это у вас?" И у добровольцев получилось: через несколько минут ваза действительно оторвалась от стола и поднялась в воздух!

Надо сказать, что сам Артур не был удивлен: он помогал вазе "левитировать" с помощью скрытого под столом электромагнита. Куда бОльшее его удивление вызвала реакция участников эксперимента.

Одни утверждали  что видели некую серую субстанцию, будто бы объявшую вазу и поднявшую ее в воздух. Другие говорили, что начало левитации было сопряжено со скачком их кровяного давления ("Мне показалось, что у меня искры брызнули из глаз, и в этот момент ваза всплыла над столом!"). Нашелся и человек, который утверждал, что ничего не произошло и ваза вообще не двигалась с места.

Практически каждый второй "подредактировал" реальность в соответствии со своими убеждениями. А это лишь подтверждает известную мысль: "Мы видим не то, что происходит с нами и вокруг нас в действительности. Мы видим лишь то, что хотим увидеть".

Психологи уверяют: мир - как пазл. Он поворачивается к нам исключительно той стороной, которую мы готовы увидеть и принять.
Педагогический колледж фитнеса приглашает к себе на обучение студентов. На сайте колледж https://www.fitnesstrener.ru/ вы можете узнать более подробно о деятельности образовательной организации, которая уже много лет дает одно из самых качественных дистанционных фитнес-образований не только в России, но и за рубежом.
Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправить комментарий